Перспективы регионального сотрудничества в энергетике

Статьи из Литвы

Перспективы регионального сотрудничества в энергетике

Сообщение Efimytch » 09 дек 2010, 02:15

Изображение

Перспективы регионального сотрудничества в энергетической сфере

Д-р Арунас Молис
2010 11 22


Изображение
8 октября 2010 г. в парламенте Литвы прошло заседание Парламентской Ассамблеи Литовской Республики, Польши и Украины. Главное внимание парламентарии уделили вызовам и перспективам в области энергетической безопасности государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Вышеупомянутые страны объединяет энергетическая зависимость от России, и все они прекрасно осознают необходимость диверсификации энергопотребления и энергетического импорта и создания более приемлемого режима энергетического сотрудничества с Москвой. Другой вопрос – как это сделать?

Изменить неблагоприятную ситуацию импорта энергоресурсов лишь из одной страны можно двумя способами. Первый – решение проблем самостоятельно. Литва, например, подготовила новую Национальную энергетическую стратегию, основным приоритетом которой является постройка терминала сжиженного газа и новой АЭС, а также соединение литовских и польских электросетей. Однако на её претворение в жизнь потребуется от 30 до 40 млрд. литов (от 8 до 12 млрд. евро), что для Литвы очень много.

Тем не менее, главная беда заключается не в недостатке средств. Страны Балтии решили реструктуризировать свой газовый рынок и сразу же столкнулись с серьёзным сопротивлением со стороны монопольного поставщика. Чего стоит только заявление совладельцев «Литовского газа» (Lietuvosdujоs) – «E.ONRuhrgas» и «Газпрома» - о том, что реформы могут вызвать перебои в поставках.

Со схожими проблемами сталкивается и Польша. Она приняла решение об отдельном управлении находящегося на её территории участка газопровода «Ямал – Европа». В то же время польская компания PGNiG планировала закупать газ у «E.ONRuhrgas». Однако «Газпром» заблокировал договорённость PGNiG и «Нафтогаза» Украины о транспортировке газа по украинской территории.

По причине ассиметричных отношений между поставщиком и потребителем энергетическая политика государств ЦВЕ не была и не будет эффективной, пока их переговоры с Россией ведутся на двусторонней основе, а «деполитизация» энергетических проблем и попытка их решения в формате частных бизнес-отношений стала бы ошибкой, так как без политической и финансовой поддержки со стороны властей и ЕС национальные энергетические компании стран ЦВЕ не смогут реализовать масштабные проекты в области транспортировки энергоресурсов. Поэтому проблемы энергетической безопасности должны решаться как экономическими, так и политическими способами на региональном и европейском уровне.

В данном контексте логичным выглядит предложение председателя парламента Литвы И. Дягутене о создании Агентства потребителей газа, которое, возможно, стало бы ответом на поддерживаемые Россией картельные сговоры на рынке газового экспорта. Реально эффективным шагом могло бы стать и создание чего-то вроде Европейского энергетического сообщества, которое занималось бы либерализацией энергетического рынка и подготовкой общеевропейской энергетической стратегии.

Как показывает опыт Литвы и Польши, недостаточно дифференцированные поставки нефти на региональные НПЗ негативно сказываются и на развитии электрической энергетической инфраструктуры. Поэтому обнадёживает возможность увеличения транзита казахской нефти через Украину, и хочется верить в успех проекта нефтепровода Одесса-Броды-Полоцк-Гданьск. Он жизненно необходим, если Литва, Польша и Украины действительно стремятся к энергетической независимости и получению дополнительных доходов от транспортировки и переработки нефти.

В то же время, Вильнюс с Варшавой должна заботить модернизация украинских газотранспортных сетей. Пытаясь получить финансовую помощь ЕС на решение данной задачи, Украина сталкивается с требованием либерализации газового рынка, которая откроет его в том числе для российского капитала. Задача стран Балтии и Польши – хотя бы частично смягчить отрицательные последствия такого развития событий. В частности они должны требовать участия ЕС (совместно с Россией) в международном консорциуме по модернизации газотранспортных сетей Украины, что позволило бы Европе своевременно реагировать на перебои с поставками газа и лишило бы «Газпром» возможности диктовать свои условия в одностороннем порядке.

Поэтому не удивляют попытки российских властей и «Газпрома» в частности помешать практической реализации третьей энергетической директивы ЕС в отдельных странах. С другой стороны в России понимают, что это лишь вопрос времени, когда импортёры газа найдут, чем его заменить. Самые смелые аналитики прогнозируют, что это случится раньше, чем Россия сумеет найти рынок сбыта для своего газа альтернативный европейскому. Поэтому, если вести переговоры с Москвой мудро и согласованно, можно добиться заметных результатов в плане создания новых механизмов сотрудничества.

Наконец, следует упомянуть о ещё одной, очень важной для Литвы, Польши и Украины, области партнёрства – о ядерной энергетике. Недавно Германия решила продлить срок действия своих ядерных реакторов, что является хорошим знаком для региона в целом и Литвы, планирующей постройку АЭС, в частности, так как позволяет рассчитывать на поддержку Берлина развитию ядерной энергетики в странах ЕС.

Комментарий (1):

Да.. Уж.., 2010 11 30 17:40
А ничего, что статья содержит взаимоисключающие тезисы?
Для литовской журналистики это, видимо, в порядке вещей...

ССЫЛКА
Аватара пользователя
Efimytch
Штурман
Штурман
 
Сообщения: 471
Зарегистрирован: 24 апр 2010, 14:00
Откуда: Санкт Петербург
Пол: Мужской

Вернуться в Литва

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron