
Ненависть в шкафу
№8 за 2011 год

Эйлина Гусатинская
Убегающее от нас лето было жарким — и в прямом, и в переносном смысле.
Правда, солнце палило не так нещадно, как год назад, но события в Норвегии и Англии затмили собой и последствия ядерной катастрофы в Японии, и полгода военных действий в Ливии, и засуху
в Восточной Африке.
Скорее всего, угроза обрушения мировой финансовой системы, в свою очередь, заставит забыть о брейвиках и «героях» погромов в Лондоне и других городах.
Не хочется предаваться пессимизму, но быстрое переключение внимания с реально существующих проблем — пусть на другие, столь же актуальные, — ведёт к повторению трагедий.
Страшный по жестокости теракт под Осло и безумство толпы на английских улицах в какой-то мере стали отражением атмосферы дикой ненависти, накопленной в современном обществе. Будто долгое время приходилось сдерживать злость, изображать вежливость и воспитанность, хотя внутри всё готово было взорваться, — и вот открылись краны.
На самом деле, всё происходило (и происходит до сих пор) постепенно. Последние двадцать лет в Финляндии медленно, но верно идёт процесс расслоения общества.
Норвегия и Великобритания с королевским правлением никогда не отказывались от иерархической структуры общества, но при этом защищали демократию, равенство, выстраивая интеграционные программы для незащищённых слоёв населения, включая переселенцев. К сожалению, далеко не все готовы к структурным изменениям самого общества.
Чего хотел Андерс Брейвик? Одна из его претензий к власти, судя по тексту так называемого манифеста террориста, состояла в том, что нельзя получивших норвежское подданство иммигрантов и их потомков считать такими же норвежцами, как коренных жителей страны. Есть в его опусе и патологическая исламофобия, и многое другое, что было в чести у нацистов. Увы, он не одинок в своих убеждениях, просто его сторонники не столь радикальны.
Но их наличие, активное распространение идей, создающих атмосферу ненависти, будет только усугублять ситуацию и порождать новых вояк, готовых физически уничтожать «иных».
Почва благодатная — рост безработицы, бедности, неуверенность в завтрашнем дне всё большего количества людей, сокращение программ социальной защиты и поддержки молодых и пожилых приводят к тому, что хочется заполучить виноватого во всех бедах. И чем проще объект, тем лучше — ату его.
Страшно то, что среди вполне образованных и цивилизованных индивидов находятся если не поклонники, то согласные с доводами борцов за чистоту наций.
Страшно, потому что они носят в себе вирус ненависти, заражая окружающих.
К счастью, всякое действие рождает противодействие, зачастую превосходящее по силе. Уникальные кадры заполненной цветами площади в Осло обошли все газеты
и экраны телевизоров мира — 150 000 норвежцев пришли после расправы Брейвика с подростками на острове, чтобы доказать: любви и взаимопонимания в обществе гораздо больше, чем может показаться, если читать комментарии к любым проблемным статьям в интернете.
Вернуться на сто-двести лет назад к относительно однородному составу населения невозможно ни в одном уголке Земного шара — неужели так трудно понять эту простую вещь? Надо учиться жить в меняющемся мире, реализовывать себя в задаваемых глобализацией условиях. Разжигание розни не решает никаких вопросов, только создаёт новые проблемы и сводит на нет усилия тех же иммигрантов стать частью общества. Ведь жизнь без перспективы, когда терять нечего, выливается в безумное мародёрство, которое
не имеет национальности. Этого сценария можно и нужно избежать, но начинать каждому придётся с себя.
Источник (pdf)