Бессмертный Homo sovieticus

Статьи из Германии

Бессмертный Homo sovieticus

Сообщение Турка » 12 июн 2011, 13:27

Изображение

Бессмертный Homo sovieticus
Autor: Julia Smirnova

Коммунистическое прошлое России отбрасывает длинную тень. Исследования последних 20 лет доказывают: даже теперешняя молодёжь не осмеливается иметь собственное мнение.

* Советский человек недоверчив, лицемерен и циничен, - говорят исследователи
* Этому обществу понадобится ещё несколько поколений, чтобы измениться


Изображение

Москва

День, в который Игорь Корольков впервые прочитал книгу русского писателя, драматурга и лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Солженицина, изменил всю его жизнь. Это было в 1985-ом, ему было 25 и он как раз начал работать инженером на советском предприятии. Эту огромную тоталитарную систему уже трясло. "Для нас всех это было время шока и волнений. Мы подписывались на журналы, которые публиковали запрещённую ранее литературу. Нам открывался новый мир. Мы были уверены, что с Президента Михаила Горбачёва начнётся новая прекрасная жизнь." Это было тем предчувствием прорыва, которое сопровождает многие демократические революции.
Так же полагали и социологи. В 1988 году Юрий Левада и его коллеги начали исследовать трансформацию тоталитарного общества. "Тогда у нас была иллюзия того, что теперь всё пойдёт быстро и без осложнений. Молодёжь в крупных городах была настроена либерально и прозападно. Мы думали, что каждое новое поколение будет меняться ещё больше, а мы должны лишь регистрировать эти изменения", - рассказывает сегодня профессор Лев Гудков, который руководит социологическим институтом Левада-Центр после смерти самого Юрия Левады. Однако, тип советского человека оказался очень выносливым. И теперь исследования института сконцентрированы на том, чтобы исследовать, каким образом "Homo sovieticus" воспроизводится снова и снова, проявляясь даже в тех поколениях, которые родились после эры Советского Союза и не пропитаны его пропагандой.

"Каждый тоталитарный режим рождает идею нового общества, нового человека", - говорит Гудков. И такого человека формируют средствами пропаганды и устрашения. На самом деле на человека эта пропаганда не слишком влияет, но он приспосабливается к ней. "При этом многие из привитых людям качеств остаются в обществе на постоянной основе."

В 1991 году, во время провалившейся в итоге попытки путча коммунистических функционеров, многие коллеги Игоря Королькова стояли в очереди у партийной кассы. Все они состояли в Коммунистической партии. "Однако, к тому времени они уже года два не платили партийных взносов и теперь вдруг захотели погасить все эти задолженности", улыбается Корольков. Вот эта готовность приспосабливаться под власть, чувство зависимости от государства и создаёт Homo sovieticus. "Этот человек формировался обществом, которое было построено строго иерархически. В его сознании границы возможного зависят не от индивидуальных талантов и качеств, а лишь от места в иерархии. Поэтому здесь, по словам Гудкова, не возникало каких-то вечных ценностей и этических норм.

Советский человек недоверчив и лицемерен, а потому и циничен. Вместе с тем, в нём сосредоточены неисчерпаемые ресурсы терпения и приспособляемости. Вся его жизненная стратегия состоит в том, чтобы приспосабливаться и перетерпеть давление извне. Доверяет он только близким друзьям и членам семьи. А вот более крупные социальные объединения он встречает с недоверием, что, кстати, затрудняет работу политических партий. "Воспитанный в тоталитарной системе человек готов демонстрировать согласие с властью, хотя на самом деле не верит в неё. У него нет причин для гордости. И это чувство собственной слабости выражается в агрессии – по отношению к западу или к другим группам, которые всё ещё демонстрируют идеализм или верят в вечные ценности", - считает социолог Гудков.
Этот комплекс неполноценности используется власть имущими: с давних пор по телевидению и в системе образования транслируется безусловное уважение своего героического прошлого, которое достигает высшей точки в культе Победы Советского Союза над национал-социализмом. Для большинства русских это является самым большим событием в 20-ом столетии. Естественно, когда мы говорим о Homo sovieticus, то имеем в виду лишь некую социологическую модель, - поясняет Гудков. Однако исследования показывают, что и поколение, родившееся в конце 90-х годов, обнаруживает в себе очень похожие свойства.

Ольга Шилова знает об этом абсолютно точно. Она преподаёт русскую литературу в частной школе в Москве. 16-летние ребята из её класса родились в середине 90-х годов - когда Советский Союз стал уже историей. Это преймущественно дети состоятельных родителей, и они с гордостью рассказывают, что их отцы и матери работают в Газпроме или находятся на государственной службе. Некоторые из них хотят пойти по их стопам и открыто признают, что тоже не побоятся брать взятки. "Меня разочаровывает то, что они не способны сформировать собственное мнение и не имеют собственных мыслей. Первая же ссылка, на которую они нажимают в интернете - это и есть для них правда", - говорит Ольга Шилова. Её целью является направить подростков к самостоятельному мышлению. Хотя сама она не интересуется политикой и повторяет мантру многих русских: "Потому что всё равно ничего нельзя изменить." И всё же однажды она попробовала. "Как-то я ходатайствовала о проверке кафе, где уже двое моих коллег получили пищевое отравление. Мне пришлось собирать тысячи документов и в итоге я бросила это дело. Всё равно проверяющие приедут, им дадут взятку, а кафе продолжит работу. Всё это часть общей политики." В России нельзя доверять ни одной партии и ни одному политику – ведь большинство из них коммунисты. Она (Шилова) редко следит за новостями, и то в основном в интернете. Так что в вопросах источников информации она так же неразборчива, как и её ученики.

Высказывания типа "Такие воры, как Михаил Ходорковский (арестованный бывший нефтяной магнат) должны сидеть в тюрьме" или "С уголовниками нужно поступать жёстко, так что почему бы им не работать как раньше на стройках" - легко раскрывают советские корни нынешней пропаганды. При этом изменения в советском обществе прошли с разной скоростью. В крупных городах рыночная экономика представлена сильнее, и зависимость от власти выражена меньше, поэтому политическое сознание меняется быстрее. В сельских же районах недовольство правительством выражено слабее. Две трети населения России живет в деревнях и небольших городах. И именно здесь, в этой зоне депрессии и бедности, советский человек неистребим. Старая инфраструктура в деревне разваливается, однако, рыночные структуры еще не образовались настолько, чтобы заполнить этот вакуум. Внутренняя приверженность старым идеалам заметна прежде всего по студентам провинциальных университетов, - говорит профессор Гудков. Здесь библиотеки оснащены плохо, профессора все прежние. Эти молодые люди имеют широкие права, однако, не могут их реализовать, а потому разочарованы.

Когда 33-летняя Светлана Осипова родила своего первого ребенка, она училась в Туле. Сегодня она снова живет с двумя детьми и мужем-алкоголиком у своих родителей. Простая работа на фабрике оплачивается не настолько хорошо, чтобы позволить себе снимать или купить квартиру. У неё нет планов и грёз, так что всё и дальше останется по-прежнему. Её представление о счастье – это раз в год съездить с детьми в отпуск. Политика её тоже не интересует – да она и не заметила, что за прошедшее десятилетие что-то изменилось в стране.
Данные позволяют исходить из того, что только 10-12 % русских активно стремятся к изменениям. Показатели среди молодёжи в этом смысле тоже не на много выше: таких тут 15%, и почти все они жители крупных городов, родители которых - люди с высшим образованием." В мегаполисах существует потенциал тех, кто проявляет готовность к реформам, но он затем подавляется консервативной периферией", - считает Лев Гудков. Причём этот процесс происходит постоянно, из-за чего модернизация страны прервана очень надолго. Те же самые тенденции наблюдаются и в других странах бывшего восточного блока, где социологи тоже говорят о Homo sovieticus. Но в Польше, Чехии или Венгрии существуют сильное противодействие, именуемое антисоветизмом. При этом речь идет об антирусских движениях, которые облегчили переход к обществу плюрализма. Здесь не так долго продолжалось время диктатуры, как в Советском Союзе, поэтому относящиеся к гражданскому обществу традиции сохранились.
"Общества в этих странах были солидарнее, за счёт чего и преодолели фазу экономического спада. Трансформация всегда влечет за собой спад, и новый рост начинается только если образуются новые институты", - говорит Гудков. Однако, структура власти в России осталась почти той же самой, при всех своих внешних изменениях. Как и при коммунистах, власть не контролируется обществом. Взаимозависимые низовые органы подпирают центральный аппарат и защищают таким образом свою собственную власть. Общественное устройство определяется зависимыми судами, заполитизированной полицией и цензурой средств массовой информации.

"Ученые ещё не знают, возможен ли вообще полный отход от такой тоталитарной системы как Советский Союз", - продолжает Гудков. Ведь такие режимы как национал-социализм в Германии или фашизм в Италии были уничтожены только посредством войны. Юрий Левада однажды сказал: "В советские времена я думал, что нам понадобится 300 лет, чтобы уйти от тоталитаризма. С наступлением перестройки я решил, что нам удастся это через 75 лет. Но с приходом эры Путина я вижу, что этот процесс продлится как минимум 150 лет."


Источник
Jedem das Seine...
Аватара пользователя
Турка
Морской волк
Морской волк
 
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 03 май 2010, 15:37
Откуда: Эссен
Пол: Мужской

Сообщение Efimytch » 12 июн 2011, 20:56

Спасибо, Саша, за перевод.
Редкостный расплав мозгов у этой Юли - значить, антирусские движения облегчают переход к обществу плюрализма?
Интересно, что же это за плюрализьма такая - все люди равны, но русские - не люди, а редкостные сволочи и вечно пьяные оккупанты? :?
Аватара пользователя
Efimytch
Штурман
Штурман
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 24 апр 2010, 14:00
Откуда: Санкт Петербург
Пол: Мужской

Сообщение Maria » 13 июн 2011, 15:28

Спасибо за перевод!
А где, интересно, такие люди водятся? Я пока не встречала живьём... Поглядеть бы...
Кто сказал, что за Россию перед Всевышним отвечать – это сплошное приятство, майский день, именины сердца? (c)
Аватара пользователя
Maria
Боцман
Боцман
 
Сообщения: 116
Зарегистрирован: 30 апр 2010, 21:45
Откуда: Москва
Пол: Женский

Сообщение Турка » 03 июл 2011, 20:55

Ну, почему же... Людей с пониманием много. Признаются просто не всегда. ;)
Jedem das Seine...
Аватара пользователя
Турка
Морской волк
Морской волк
 
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 03 май 2010, 15:37
Откуда: Эссен
Пол: Мужской


Вернуться в Германия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron